Курская дуга
После разгрома немцев под Сталинградом Красная Армия устремилась на запад, сминая расстроенные боевые порядки гитлеровцев. К 9 февраля 1943 года были освобождены Курск и Белгород.
13 февраля 1943 года части Красной Армии вошли в пригороды Харькова. На следующие сутки бои развернулись в самом городе. К 15 февраля положение немцев стало критическим и, несмотря на приказ Гитлера не сдавать город, части СС, в том числе танковый корпус, оставили крупный город и отошли – немцы усвоили урок Сталинграда, где попали в огромный котёл.
Взбешённый и встревоженный Гитлер 18 февраля 1943 года лично прилетел в ставку Манштейна в Запорожье. В итоге немецкий военачальник сумел убедить Гитлера отказаться от идеи немедленно вернуть Харьков, и немцы в итоге решили выстроить оборону по реке Миус, чтобы остановить советское наступление, а затем попытаться нанести мощный контрудар, использовав переброшенные из Франции свежие танковые соединения.
Уже на следующие сутки Манштейн отдал приказ о начале немецкого контрнаступления, бросив в бой 4-ю танковую армию. Фактически немцы начали своё наступление, когда Красная Армия ещё продолжала наступать на других участках фронта.
23 февраля немцы, опрокинув наступавшие советские войска, начали контрнаступление уже широким фронтом.
Только 24 февраля советское командование осознало опасность ситуации и Ватутин приказал 6-й армии прекратить наступление и перейти к обороне, запросив Ставку активизировать советское наступление на юге, чтобы отвлечь часть сил перешедшего в контрнаступление врага.
В итоге после ожесточённых боёв немцы смогли остановить советское наступление и стабилизировать фронт после поражения под Сталинградом.
Более того – 8 марта немцы вновь подошли к Харькову и на следующие сутки начался штурм города. С 12 по 15 марта в городе шли уличные бои. 15 февраля Ватутин отдал приказ оставить Харьков.
Развивая наступление, немцы 18 марта овладели Белгородом. Советская попытка отбить город контрударом оказалась неудачной.
25 марта наступила оперативная пауза – стороны стали готовиться к новым сражениям, накапливая резервы и боеприпасы.
По итогам этих боёв немцы отбросили наши войска на 100-150 км, в результате чего и образовалась Курская дуга.
Ободрённые победами, которые вселили в них надежду после катастрофы под Сталинградом повторные взятия Харькова и Белгорода, гитлеровцы рассчитывали развить успех в ходе летней кампании 1943 года.
Планы и силы сторон
Взятие Харькова и Белгорода обошлось немцам дорогой ценой, поэтому Гитлер и руководство вермахта не рассматривали вариантов масштабного наступления по всему фронту, решив развить достигнутый успех и сосредоточиться на Курской дуге, срезав её встречными ударами с севера и юга, заняв Курск. Это в итоге должно было обеспечить устойчивость немецкой обороны по всему фронту, сохранить возможность новых наступлений на Москву и в сторону Сталинграда, вернуть былую уверенность немецкой армии в своих силах и возможностях и предостеречь союзников СССР от высадки американо-британских сил во Франции. Немцы решили нанести свой удар 5 июля 1943 года. Операция получила кодовое название «Цитадель».
На данном участке советско-германского фронта фашисты сосредоточили 50 дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных. Всего более 900 000 человек, 10 000 орудий, 2 245 танков и штурмовых орудий, 1 781 самолёт.
Особое внимание было уделено поставке на фронт и сосредоточению в районе Курской дуги новых танков. Немецкие инженеры после встречи в боевых условиях вермахта с советскими КВ и Т-34 разработали новые танки «Тигр» и «Пантера», отличавшиеся повышенной бронёй и более мощным вооружением. Это позволяло новым немецким машинам поражать советские танки с расстояния в 1,5-2 км.
Зная о данных планах, Сталин и руководство Красной Армии, смотрели на ситуацию серьёзно – после некоторой эйфории от разгрома гитлеровцев под Сталинградом непредвиденные потери уже освобождённых Харькова и Белгорода заставляли просчитывать всё до мелочей. В итоге было принято решение измотать противника в оборонительных боях и лишь затем перейти в контрнаступление.
Немцам противостояли силы трёх фронтов – Центрального (командующий – генерал армии Константин Рокоссовский) на севере и Воронежского (под командованием генерала армии Николая Ватутина) на юге, а центральный выступ занимали части, опиравшиеся на находящийся в резерве Степной фронт генерал-полковника Ивана Конева. Общее командование осуществляли представители Ставки Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский. Всего – более 1 900 000 человек, более 26 000 орудий и миномётов, более 4 900 танков и САУ, около 2 900 самолётов.
Основной советский танк Т-34-76 уступал новым немецким танкам «Тигр» и «Пантера», а САУ-152, которые могли на равных потягаться в боевой мощи с немецкими машинами, на фронте было ещё мало. Т-34 могли поражать «Тигры» и «Пантеры» лишь с расстояния 300-400 метров, и то в основном в боковую броню.
Несмотря на общий перевес сил советское командование приняло решение начать сражение на Курской дуге от обороны. Решили вначале выбить танки, измотать врага и лишь затем наступать самим. Были вырыты тысячи километров окопов (их общая протяжённость равнялась расстоянию от Курса до Камчатки), сооружены тысячи огневых точек, построена новая железная дорога для подвоза боеприпасов и общего снабжения войск. Глубина подготовленных оборонительных рубежей достигала 100 км.
Последующий ход битвы полностью подтвердил верность такого решения.
Курская битва. Операция «Цитадель». Танковое сражение под Прохоровкой.
5 июля перед самым наступлением врага началась массированная артподготовка – тысячи орудий Красной Армии нанесли удар по скоплениям приготовившихся к удару подразделений врага.
Около 6 утра немецкие танковые армады пошли в атаку. Впереди шли тяжёлые и мощные немецкие танки, сразу за ними – средние и пехота. Немецкая авиация и артиллерия обрушили на советские позиции большое количество снарядов и авиабомб.
Удар был очень сильным. Несмотря на тщательно подготовленную советскую оборону немцы за несколько дней сражения на севере вклинились в наши оборонительные порядки на 11 км, а на юге – до 35 км.
Танковые клинья немцев рвались вперед, но наши пехотинцы и артиллеристы, которые оставались позади наступающих немецких танков, не покидали свои позиции, встречая огнём наступавшую немецкую пехоту.
На севере за несколько дней немцы потеряли 50 000 человек и 400 танков. Наступление врага здесь захлебнулось.
На юге группировка Манштейна нанесла удар силами 4-й танковой армии и оперативной группы «Кемпф».
Там же, на южном фланге Курской дуги произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой. С немецкой стороны действовали 2-й танковый корпус СС, куда входили три танковые дивизии – «Рейх», «Адольф Гитлер» и «Мёртвая голова». Всего 400 танков, из которых – 50 тяжёлых «Тигр».
С советской стороны навстречу врагу из состава Степного фронта была переброшена 5-я гвардейская танковая армия генерала Павла Ротмистрова, насчитывающая 500 танков Т-34, 260 более лёгких танков Т-70 и другие бронемашины.
С учётом появления новых тяжёлых немецких танков было принято решение войти в ближний бой, чтобы лишить врага главного преимущества.
Сражение под Прохоровкой продолжалось с 11 по 16 июля 1943 года, но кульминацией стало 12 июля, когда произошёл главный и наиболее ожесточённый танковый бок.
На подходе немцы смогли подбить немало советских танков, но в ближнем бою ситуация выровнялась. По воспоминаниям и советских, и немецких танкистов, арена сражения напоминала ад на земле – грохот взрывов, лязг гусениц, рёв двигателей, дым. Танкисты выскакивали из подбитых танков с пистолетами и на поле боя то тут то там возникали рукопашные схватки советских и немецких танковых экипажей.
С обеих сторон в битве под Прохоровкой участвовало до 1 200 танков и САУ. Из участвовавших в сражении 800 советских танков было подбито 500 (60%), из 400 немецких было подбито 300 (75%). Немцы лишились своей ударной танковой мощи, а у Красной Армии оставались серьёзные резервы. Дальше Прохоровки немцы не прошли. Немецкая операция «Цитадель» завершилась провалом.
Советское контрнаступление. Операции «Кутузов» и «Румянцев»
12 июля 1943 года на севере Курской дуги в рамках операции «Кутузов» в контратаку пошли соединения Брянского и Западного фронтов Красной Армии. Это поставило под угрозу окружения орловскую группировку врага.
15 июля 1943 года перешли в наступление армии Центрального фронта.
Возможностей дальнейшего наступления на Курск после тяжёлых танковых сражений под Прохоровкой у немцев не было и 17 июля они и здесь начали отход.
Враг теперь отступал по всей линии Курской дуги. К 3 августа Красная Армия восстановила свои позиции на юге Курской дуги и в рамках операции «Румянцев» приступили к Белгородско-Харьковской наступательной операции.
В начале августа 1943 года по приказу Центрального штаба партизанского движения началась масштабная операция «Рельсовая война». В ночь на 3 августа 1943 года в Белоруссии на всех железных дорогах начались диверсии партизан. В течение только первого этапа этой войны, продолжавшегося с 3 августа по 15 сентября 1943 года на железной дороге Молодечно-Полоцк было взорвано 10 132 рельса, на дороге Полоцк-Невель – 1 285 рельсов, Полоцк-Двинск – 3 406, Полоцк-Витебск – 1 058 рельсов. Только представьте себе эти цифры – ведь даже для подрыва 1 рельса нужно было скрытно заминировать от охраны железную дорогу. Неудивительно, что в итоге на многих участках движение было остановлено на несколько дней, а на дороге Молодечно-Полоцк – и вовсе более, чем на две недели. Партизаны в Белоруссии, на Украине и оккупированной части РСФСР на 35-40% сократили перевозки фашистов в сторону Орла, Курска и Харькова во время Курской битвы. В Белоруссии железнодорожное направление по тем или иным веткам было парализовано на 15-30 суток. Оккупанты понесли огромные потери. Партизаны сыграли свою значимую роль в Курском сражении.
5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород, а 23 августа был освобождён Харьков. Курская битва завершилась не только полным разгромом с трудом собранного немцами наступательного кулака, но и возвращением под советский контроль Харькова и Белгорода, утраченных в ходе неудач февраля-марта 1943 года. Стало ясно, что фашистская Германия полностью утратила стратегическую инициативу и её окончательное поражение является лишь вопросом времени.
Итоги Курской битвы
В сражениях на Курской дуге потерпели поражение 30 отборных гитлеровских дивизий, в том числе 7 танковых, что стало серьёзным ударом по немецкой боевой мощи. Потери немцев составили 500 000 убитыми, ранеными и пленными.
Цена нашей победы на Курской дуге тоже была большой. Суммарные потери Красной Армии с 5 июля по 23 августа составили 254 470 человек, суммарные санитарные потери – 608 833 человека (по данным генерал-полковника Г. Кривошеева).
Финляндия, Румыния и Венгрия стали искать возможности выйти из войны, так как больше не верили в победу Германии. В сентябре 1943 года перемирие с союзниками подписала Италия. На Тегеранской конференции в ноябре-декабре 1943 года во время знаменитой первой встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля было принято окончательное решение о высадке войск США и Британии в Нормандии.
231 солдат и офицеров (из них 40 были белорусами или выходцами из Белоруссии) были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. Около 130 соединений и частей получили наименования гвардейских, более 20-ти получили почётные наименования Курских, Белгородских и Харьковских.
На Курской дуге 6 июля 1943 года сбил свой первый самолёт, немецкий бомбардировщик Юнкерс Ю-87 легендарный советский асс Иван Кожедуб.
9 мая 1983 года в Курске был открыт Мемориал памяти погибших в Великой Отечественной войне. 9 мая 2000 года в связи с 55-летием Победы был открыт мемориальный комплекс «Курская дуга», а 27 апреля 2007 года Курску было присвоено почётное звание России «Город воинской славы» указом президента России Владимира Путина.